Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1.Определение понятия «связная речь» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Становление связной речи у детей в процессе онтогенеза 8
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12
1.4. Изобразительная деятельность в развитии и коррекции связной речи детей старшего дошкольные возраста с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ 24
2.1. Организация исследования 24
2.2. Результаты исследования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 28
2.3. Разработка комплекса упражнений по коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе рисования 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность нашего исследования заключается в том, что одной из самых важных задач логопедической работы с дошкольниками, у которых имеется общее недоразвитие речи, относится развитие у них связной монологической речи. Дошкольным образовательным организациям, в которых присутствуют группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, принадлежит самая главная роль в их образовании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений. От правильного освоения связной речью зависит успех ребенка в школе и во взрослой жизни.
Развитие связной фразовой речи очень важный аспект в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Развитие связной речи происходит в практической деятельности детей: логопедические занятия; дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; прогулки; совместная деятельность педагога и детей и др. Исследования по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи освещены в ряде многих научных работ по логопедии.
Проблемой развития связной речи детей с общим недоразвитием речи занимались К.Д. Ушинский, В.И. Тихеева, Е.А. Флерина и другие ученые. В работах исследователей подчеркивается, что в системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, развитие связной речи приобретает особую важность из-за структуры дефекта и превращается в серьезную задачу, которая становится основной конечной целью коррекционного процесса, цель которого трудно достичь, так как требуется длительная напряженная работа учителя-логопеда, педагогов, родителей и самого ребенка.
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, активную речь ребенка. Система занятий развития речи и изобразительной деятельности детей - два взаимосвязанных компонента обучения. Данный тип интеграции позволяет повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой работы у детей в условиях дошкольного образования. Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: происходит обогащение словаря дошкольников; осуществляется становление и развитие речи как средства общения; совершенствуется регулирующая функция речи.
В связи с этим возникает проблема: какова возможность развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи посредством изобразительной деятельности?
Цель исследования: выявить и обосновать особенности работы по коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в процессе рисования.
Объект исследования: процесс коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: логопедическая работа по коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе рисования.
Задачи:
1.Рассмотреть определение понятия «связная речь» в психолого-педагогической литературе;
2.Проанализировать становление связной речи у детей в процессе онтогенеза;
4.Изучить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
5.Разработать комплекс упражнений по коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе рисования.
В исследовании мы использовали следующие методы: изучение научно-методической литературы; изучение медицинской документации и речевых карт; констатирующий этап эксперимента; педагогическое наблюдение; количественный и качественный анализ результатов исследования; графическое представление результатов.
Теоретико-методологическая база исследования: теоретические положения о развитии связной речи К.Д. Ушинского; теоретические положения о структуре дефекта Л.С. Выготского; теоретические положения о развитии речи детей раннего и дошкольного возраста и об обучении дошкольников родному языку В.И. Тихеевой, Е.А. Флериной; теоретические положения о развитии связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях педагогического воздействия А.М. Леушиной, В.П. Глухова; теория развития воображения и детского творчества в изобразительной деятельности, сформулированная в трудах психологов и педагогов - Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, Н.П.Сакулиной, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьякова, Л.АВенгера, О.М.Дьяченко.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателя и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности при решении задачи развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Библиографический список включает 30 наименований источников.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1.Определение понятия «связная речь» в психолого-педагогической литературе
Речь, будучи основным видом коммуникативной деятельности, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Все функции коммуникации реализуются именно через речь, речевую деятельность. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание [Алмазова, 2016, 410 с.].
Вопросами изучения связной речи в теоретических и практических трудах занимались выдающиеся зарубежные и отечественные психологи, педагоги, лингвисты и психолингвисты прошлого и современности. Среди них можно выделить следующих исследователей: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина, Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и мн. др. По определению С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. Советский психолог пишет: «Связность – означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания» [Белякова, 2017, 71 с.].
В своей методике по развитию связной речи М.М. Алексеева и В.И. Яшина отмечают, что термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: во-первых, как процесс, деятельность говорящего; во-вторых, как продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; в-третьих, в качестве названия раздела работы по развитию речи. Синонимичными к определению «связная речь» будут являться термины «высказывание», «текст». Так, например, в лингвистике термином «высказывание» определяются коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой [Елкина, 2004, 10с.].
А.А. Леонтьев к существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описание, повествование и др.) относит связность, последовательность и логико-смысловую организацию сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей. Высказывание, в свою очередь, по мнению Т.А. Ладыженской, – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл. Профессор относит к важнейшей характеристике развернутого высказывания – последовательность изложения. Любое нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текст.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает установить контакт с другими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, – все это является решающим условием для развития полноценной личности. Общеметодологические подходы к изучению связной речи подразумевают ее рассмотрение с позиции диалога и монолога. Связная речь как в диалоге, так и в монологе выполняет коммуникативную функцию. Каждый из этих видов имеет свои особенности и отличается по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе. Отличительные особенности этих видов речи представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика диалогической и монологической речи
Вид речи Диалог Монолог
Определение Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Это первичная естественная форма языкового общения, классическая форма речевого общения. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Речевые клише облегчают ведение диалога. Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.
Наличие собеседников Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям.
Характеристика речи Может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Связность монолога обеспечивается одним говорящим. Речевое высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном.
Отличительные особенности: Разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание, типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов).
Мотив Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.
Диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. Об этом пишут авторы методик по развитию речи М.М. Алексеева и В.И. Яшина: «В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольакак вких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного)» [Филиппова, 2019, 129с.].
Связная речь также может быть ситуативной и контекстной. Отличительные характеристики представлены в Таблице 2.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Айзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 225 с.
2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
3. Алмазова, А.А. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова А.А. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 765 c.
4. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». — 2017. — №3. — С.53-107.
5. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
6. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
7. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
8. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
9. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2013. - 510 c.
10. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие + дидактический материал (карточки). Гриф Российской Академии образования (количество томов: 2) / Воробьёва Валентина Константиновна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 231 c.
11. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.
12. Ворошнина Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 302 с.
13. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2014. - 232 c.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В.. - СПб.: Питер, 2017. - 480 c.
15. Дунаева, Н. Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи: моногр. / Н.Ю. Дунаева. - М.: Владос, 2017. - 936 c.
16. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Автореф. дис.… канд. пед. наук / Н.В. Елкина. – М., 2004. – 16 с.
17. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Электронный ресурс] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – КнигоМир, 2011. – 320 с.
18. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 144 c.
19. Ильякова, Н. Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи 5-6 лет. От прилагательных к рассказам-описаниям / Н. Е. Ильякова. - М.: ГНОМ и Д, 2004
20. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи: Лексико-грамматические занятия. Тема «Мебель»: Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. - М.: Academia, 2017. - 288 c.
22. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис- пресс, 2015. — 224 с.
23. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст]: метод. пособие / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ООО «Центр Гуманитарной литературы «РОН», 2001. – 157с.
24. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: метод. пособие / сост. Е. В. Абраменко, В. С. Васильева. — Челябинск: Цицеро, 2015. — 139 с
25. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебнометодическое пособие [Текст] / А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 1997. – 28 с.
26. Кривощапова, Л. О. Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста 4-7 лет с общим недоразвитием речи / Л.О. Кривощапова. - М.: Владос, 2018. - 804 c.
27. Кошелева, Л. Ю. Живопись как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Л. Ю. Кошелева, Х. И. Кыртынмай. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 456-459.
28. Лебедева, Т.В. К вопросу о закономерностях развития устной речи у детей в онтогенезе / Т.В. Лебедева // Логопед в детском саду. – 2016. – № 3(76). – С. 12 – 20
29. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст]: избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.
30. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c.
31. Лосева С. М. Логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками. — М.: Редкая птица, 2020. — 160 с.
32. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
33. Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей / Л.Г. Парамонова. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 516 c.
34. Практическая коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи: методическое пособие для педагогов и родителей/ О. С. Рудик. - Москва: ВЛАДОС, 2021. - 302,
35. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Алексеева А.Е;. - Москва, 2007. - 24 с.
36. Поливара, З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / З.В. Поливара. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 140 с.
37. Сагалова, О.П. Особенности работы воспитателя логопедической группы [Электронный ресурс] / О.П. Сагалова // Электронный научнопрактический журнал «Ресурсы, обзоры и новости образования», – 2012. – Вып. 17
38. Смирнова, И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник [Текст] / И.А.Смирнова. – М.: Каро, 2014. – 232 с.
39. Соловьева, Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. Библиотека журнала «Логопед» [Текст] / Н.В. Соловьева. – М.: Сфера, 2009. – 64 с.
40. Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 191 с.
41. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001. – (Высшее образование). – 312 с.
42. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
43. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева. - М.: Academia, 2017. - 576 c.
44. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2013. - 493 c.
45. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 c.
46. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
47. Филиппова, О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / О.В. Филиппова. - М.: Феникс, 2019. - 402 c.
48. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2016. — 223 с.
49. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2009. - 192 c.
50. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. Программа, конспекты [Текст]: пособие для педагогов дош. учреждений / Г.С. Швайко. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 160 с.